Гл.3. Основные законы от которых зависят люди.
Ч.1. Общие законы. перейти к предыдущей части перейти к оглавлению перейти к следущей части

       1. Значение объективных законов.
       1) Случайно или заблуждаясь можно достичь нужной цели, но только в частных случаях, в редких, уникальных, специфических условиях, и поэтому такие средства обладают микроскопической вероятностью достижения цели, в общем случае.
       В общем случае, достижение цели зависит от закономерности средств, и чем полнее и точнее соответствуют средства всем законам от которых зависит достижение цели, тем эффективней эти средства, тем больше вероятность достигнуть с их помощью нужной цели.
       2) Для достижения главной цели человечества (т.е. самой лучшей жизни) необходимы достаточно эффективные средства.
       Средства определяются в зависимости:
              1)от цели;
              2)от причин (условий) достижения цели;
              3)от возможностей достигающего;
              4)от целей, функций и возможностей всего остального участвующего в достижении (прямо и косвенно, активно и пассивно, реально и потенциально, и т.п.).
       3) Объективные законы, т.е. законы природы, связаны со всеми факторами от которых зависит определение средств, и с причинами, и с функциями, и с возможностями. В частности, для того чтобы знать возможное, как можно пол-нее и точнее, необходимо знать невозможное и главное неизбежное, поскольку неизбежное составляет основу возможного и невозможного. (Без знания неиз-бежного, рассуждения о возможном и невозможном, это зачастую пустопорож-няя болтовня.) А объективные законы и являются основными неизбежностями.
       Достигнуть главной цели людей сразу невозможно, поэтому необходимы промежуточные, подготовительные, предопределяющие цели (которые являют-ся и средствами для достижения главной цели). А выявление объективных за-конов связанных с достижением главной цели, это и есть одна из самых предо-пределяющих целей. Законы предопределяют неизбежное и основное в средст-вах, в том числе и в целях служащих средствами достижения главной цели, т.е. законы предопределяют практически все основное.
       (Знание объективных законов жизни гораздо полезнее для людей, чем яко-бы мудрые фразы, вроде - "красота спасет мир".)

       2. Абсолютный закон, абсолютное основание.
       1) Законы имеют разный уровень общности, есть более общие и есть ме-нее общие законы. И если система средств будет основываться на недостаточно общем законе, даже и истинном, то во всех средствах связанным с ним не будет учтена какая-то зависимость, что сделает эти средства недостаточно эффектив-ными, или совсем неэффективными, или даже вредными. Следовательно, необ-ходимо иметь в основании достаточно общий закон, т.е. закон который в рам-ках системы средств и системы ее законов является самым общим законом, или во всяком случае самым общим для всего существенного среди средств и про-чих законов. В рамках своей системы этот закон не зависит ни от чего иного, а от него зависит все в ней. Для нее это абсолютно универсальный и общий за-кон.
       2) В качестве закона практически абсолютного, не только для любого об-щества, но и для всего существующего, здесь предлагается такой закон:
          все определяется соотношением сил.
       (Соотношением сил определяется: движение и неподвижность, изменения и неизменность, зависимость и независимость, основания и последствия, и т.п., и если что-либо и не определяется соотношением сил, то это совершенно точно не существенно в общем случае.)
       Чем сложнее цель, тем меньше вероятность ее достигнуть без точного рас-чета сил.
       Основной производный закон:
          все определяет превосходящая сила, т.е. необходимость.
       От законов по которым существуют объекты зависит распределение в них сил, зависит образование их необходимостей.
       (Сила - это то, что влияет. Необходимость - это сила от которой что-либо зависит вследствие ее превосходства, количественного или качественного. Чем больше количественное превосходство силы, тем ее больше и тем она сильнее, чем больше качественное превосходство силы, тем она незаменимей, тем она единственней, тем она необходимей, тем она сильнее.)
       Все от чего-то зависит, у всего есть своя необходимость.
       3) Учитывая абсолютный закон можно уточнить формулу определения средств. Средства определяются по соотношению сил:
              1)цели;
              2)причин (условий) целедостижения;
              3)возможностей достигающего;
              4)целей, функцией и возможностей всего остального участвующего.

       3.Относительность.
       В разных отношениях одно и тоже может иметь разные качества, вплоть до противоположных, поскольку в каждом отношении есть особенное содержание. Изменяется отношение, изменяется и содержание. Например: что в одном от-ношении (в одних условиях) умно, то в других отношениях (условиях) может быть глупым; что в одном отношении полезно, то в другом отношении может быть вредным; в разных условиях возможна необходимость в противополож-ном (т.е. есть время разбрасывать камни, и есть время собирать камни), и т.д. и т.п.
       Тема о относительности фундаментальна для умности, она в общем очень проста, но в конкретных случаях относительность учитывать почти всегда сложно, поэтому неучитывание относительности составляет большую часть всей глупости. Чем недостаточней развита в обществе тема о относительности, тем больше в этом обществе дураков (в основном абсолютизирующих то, что объективно относительно).

       4.Возможное и вероятное.
       В жизни людей есть не только неизбежное, но и возможное, и многое в жизни людей зависит от множества вероятностей. (Это наиболее очевидно, ес-ли рассматривать общие случаи, а не зацикливатся на некоторых, частных странных случаях, которые возможны между законов больших чисел, именно эти законы управляют прямо общими процессами и косвенно частными.) Но до сих пор, темы связанные с возможным и вероятным интересуют не многих, хо-тя именно все люди практически постоянно существенно зависят от множества вероятностей. Чем раньше человек начнет учитывать в своих действиях воз-можное, тем больше несчастий он может избежать, тем больше вероятность выживания. Принципам умности связанным с возможным нужно учить с детст-ва. Например: не все что кажется невозможным, действительно невозможно; возможное - возможно; увеличивать вероятность нужного и уменьшать вероят-ность ненужного; вероятности увеличиваются и уменьшаются частностями; и т.п.
       Уровень обобщения основных законов связанных с возможным и вероят-ным настолько высокий, что они являются фундаментальными, основопола-гающими для умной жизни. (Темы о возможном и вероятном до сих пор недо-оцениваются, что существенно снижает умность среднего человека.)
       Возможное становится реальностью только при достаточном увеличении его вероятности. (Возможное исчисляется вероятностями.)
       Сложные цели достигаются частностями, каждая из которых влияет на ве-роятность достижения. (Вероятности увеличиваются и уменьшаются частно-стями.)
       Чем больше факторов от которых зависит достижение цели, тем больше ча-стностей влияющих на вероятность достижения (и тем сложнее цель).
       При увеличении вероятностей нужных частностей, и уменьшении вероятно-стей ненужных частностей, увеличивается вероятность достижения целей в це-лом.

       5.Полное, частное и полнотное.
       1) Можно сформулировать что-либо законообразное для человечества на примере какой-либо частной социальной системы, но даже если этот закон бу-дет истинен для исходного случая, то это не значит что он будет истинен для человечества, поскольку между этими объектами есть такое существенное раз-личие, как различие по полноте, или что то же самое, но с обратным знаком, по частности.
       Происходящее с объектами зависит от их полноты (частности).
       Различие между частным и более полным (в том числе и между элементом и системой) обуславливают: не все что является для частного возможным, истинным, существенным, эффективным, добром, злом, и т.п., является таковым для более полного (и наоборот).
       Средства целедостижения разных по полноте объектов могут существенно различатся. Например, какой-либо человек может стать богатым за счет наслед-ства, но для человечества вероятность наследства практически равна нулю.
       Человечество, это практически полный объект, поэтому для достижения им своих главных целей необходимо учитывать объективные законы связанные с фактором полноты, иначе его средства могут быть недостаточно эффектив-ными, или совсем не эффективными, или даже вредными.
       2) В законы природы существенной частью входят законы полнотных объ-ектов, т.е. полнотные законы. Они в основном начинаются со слов: чем больше частность:; чем больше полнота:; в общем случае:; чем дольше существует:; и т.п. Это законы больших чисел, это законы статистики, они со-вмещают в себе основные признаки абсолютных и вероятностных законов, т.е. они вероятностные для частного, и абсолютные для полного. Полнотные зако-ны, это накапливающаяся частностями неизбежность, они срабатывают именно в общем случае, достигнув определенной полноты в чем-либо. (Иначе эти зако-ны можно назвать вообщими, это производное от слова "вообще".) Чем больше частность, тем меньше вероятность, чем больше полнота, тем больше вероят-ность, вплоть до неизбежности.
       Удивительно, но ныне доминирует мнение о том, что вероятностные (ста-тистические) законы предоставляют человечеству множество разных равнове-роятных вариантов возможного, но в действительности из-за существования полнотных законов такое может быть только для очень частных объектов, а чем больше полнота объекта, тем меньше у него возможного, тем ближе он к одно-вариантности, к однозначности.
       Все полнотные законы, так или иначе, связаны с накапливанием какого-либо фактора со временем, и в результате этого наступает неизбежное. Многие существенные неизбежности социальных систем, обусловленные полнотными законами, являются накапливающимися и потому переменно циклическими, и что не мало важно, с циклом в несколько поколений, что затрудняет для людей анализ их причинно-следственных связей и даже само осознание наличия этих неизбежностей. Например, государство может некоторое время, десятилетия или даже столетия, существовать в относительном благополучии, несмотря на неизбежно катастрофическое устройство этого государства (и его общества), но чтобы эта социальная катастрофа поизошла нужно накопление определенного фактора, к чему неизбежно и приводит устройство этого государства (в боль-шинстве случаев этим фактором является чрезмерное количество некоторых разновидностей общественной глупости, дурости, негодяйств, слабостей, и т.п.).
       Многие общие цели людей связаны с увеличением полноты в чем-либо (например, увеличение длительности жизни и существования, это увеличение полноты по времени), и следовательно средства достижения этих целей должны учитывать полнотные законы, а иначе средства не будут эффективными. Так же, учитывая что средством является даже конкретизация обобщенной цели, то цели в которых не были учтены полнотные законы будут сами по себе недос-тижимы.
       3) Полнотные обобщающие объекты существуют, в основном, на больших пространствах, в больших интервалах времени, что делает невозможным их не-посредственное восприятие, но их существование не зависит от того, может или нет человек воспринимать их непосредственно, так же как например, год не за-висит от бабочки однодневки.м        Полный объект (полная система) - это объект обобщающий в себе все воз-можное одной сущности.
       Полнотный объект - это любой объект в отношении его полноты или ча-стности ко всему множеству объектов одной с ним сущности.
       Полнотными объектами являются не только обобщения, но и обычные единичные объекты, поскольку они являются предельно частным и поэтому они подчиняются полнотным законам. (Так же к полнотным объектам относят-ся система и элемент.)
       4) Полнотные обобщающие объекты обозначаются обычными общими понятиями, но поскольку при этом им придается дополнительное назначение отражать полнотность, и у них появляется дополнительное содержание, то та-кие общие понятия являются уже не только обобщениями и абстракциями, а еще и полнотными (это новое понятие).
       Что больше полнота объекта, тем выше уровень обобщенности понятия его обозначающего, и его самого.
       (Понятие и обозначаемые ими объекты имеют общее и различное, и если рассуждая о понятиях подразумевать в них то, что является общим с объектами ими обозначаемыми, то это будет равно рассуждениям о объектах.)
       Содержание общего понятия, как абстракции, образуется только общим содержанием обобщенных в нем элементов, без их особенностей, т.е. оно от-влечено от не безусловного. Абстракция отражает сущность.
       Содержание общего понятия, как обобщения, образуется полным содер-жанием всех обобщенных в нем элементов (т.е. это сборное содержание).
       Содержание общего понятия, как полнотного, образуется уникальным со-держанием абстракции, т.е. это те свойства, качества, отношения сущности объекта, которых нет у несущественного, у частного, из-за того, что оно именно частное.
       Именно поэтому, полные объекты, полные понятия (универсалии) отра-жают сущность вещей, а полнотные законы отражают отношения сущностей, они показывают отношения сущностей.
       Основное различие полнотного от обобщений и абстракций состоит в том, что оно отражает существующее в виде объекта, т.е. это содержание реальных объектов, а обобщений и абстракций, самих по себе в природе нет, это просто слова.
       Основное различие частного и полного, состоит в том, что частное может иметь некоторое содержание, которое невоспроизводимо для более полных объектов и многих таких же по частности объектов, т.е. это содержание уни-кально частное, в основном это содержание непосредственного и некоторого косвенного влияния частей друг на друга. А полные объекты имеют некоторое содержание, которое невоспроизводимо для всех их частей, и тем больше оно невоспроизводимо, чем больше их частность, т.е. это содержание уникально полных особенностей. Например, чем большее пространство занимает какое-либо общество, тем меньше сил способных его уничтожить полностью, и тем больше его безопасность в этом отношении, и эту безопасность тем невозмож-ней иметь другим обществам, чем больше их частность по занимаемому про-странству.
       5) Частями полных объектов являются элементы в них обобщенные, т.е. элементы их объема. (Выглядит полный объект, как совмещение по одинаково-му всех его частностей, т.е. всех его элементов.)
       Вне полных объектов нет ничего такого же как их элементы, поэтому они одиночки.
       Чем меньше осталось вне полнотного объекта того, что одинаково с его элементами, тем больше его полнота, и тем меньше его частность.
       Чем больше осталось вне полнотного объекта того, что одинаково с его элементами, тем больше его частность, и тем меньше его полнота.
       6) Чем полнее социальная система, тем меньше у нее достижимых целей и эффективных средств, связанных с использованием такого же как их элементы.
       7) В полных социальных системах (в обществах) осуществляется замкну-тое производство и потребление, т.е. что произвели, то и потребляют. (Что по-сеешь, то и пожнешь - это относится к полным объектам, например, к челове-честву, а для частного, в том числе и для человека, это вероятностный закон.)
       В чем и сколько социальные системы полны, в том и столько они и суще-ствуют по принципу замкнутого производства и потребления, и чем больше полнота, тем больше такая замкнутость.
       8) Чем больше полнота объекта, в каком-либо отношении требующем раз-вития, тем более интенсивным должно быть это развитие, тем более интенсив-ными должны быть средства, т.е. за счет внутренних возможностей, за счет внутренних преобразований.
       9) Чем длительнее существенная зависимость частных социальных систем от невоспроизводимых в общем сил, тем неизбежней их распад, их гибель.
       Чем существенней зависимость частных социальных систем от невоспро-изводимых в общем сил, тем больше вероятность их гибели.
       10) Чем больше частность объекта, тем меньше может быть однозначность связи его внутреннего содержания, его свойств, его качеств, его способностей, его намерений, с последствиями его движения, с результатами его деятельно-сти. Например, связь качеств человека с результатами его деятельности может быть неоднозначной. (Особенно в частных, т.е. разовых случаях. Уже давно по-пулярна фраза о том, что человека надо оценивать не по его словам, а по его делам, т.е. по результатам его дел, а это при абсолютизации является глупо-стью.
       11) Макс. вер-ные средства.
       Чем больше частность объекта, тем меньше может быть однозначность связи его средств с целями достигнутыми с их помощью, и тем с меньшей веро-ятностью эти средства приводят к своим целям.
       Чем больше полнота объекта, тем больше однозначность связи его средств с целями, и тем с большей вероятностью эти средства приводят к своим целям.
       Те средства, которые безусловно приводят полные объекты к своим це-лям, и приводят именно из-за того, что объекты полные (т.е. это уникально полные абсолютные средства), для их частей и для предельно частного, прояв-ляются как средства приводящие к цели с максимальной вероятностью в боль-шинстве случаев. Эти средства можно обозначить: максимально вероятностны-ми средствами; или: вообщими средствами. Эти средства не эффективны толь-ко в некоторых частных случаях, а в общем они эффективные, и самое главное, нет иных средств, которые были бы так же или более эффективны в большем количестве случаев. В этом главное значение максимально вероятных средств. (Зачастую люди отказываются от средств при первом случае их неэффективно-сти, но в некоторых случаях это глупо и вредно.)
       Максимально вероятностные средства, это интенсивные, это внутренние средства.
       Люди не могут знать во всех случаях полное соотношение нужных сил, а от этого зависит определение средств, действий, и следовательно в таких слу-чаях для обеспечения максимальной вероятности достижения цели необходимо применять средства максимально отвлеченные от невоспроизводимых в общем условий, от уникальных, от случайных условий, а в большинстве случаев таки-ми уникальными, невоспроизводимыми в общем силами являются внешние си-лы, и поэтому максимально вероятностные средства основаны на максималь-ном задействовании внутренних сил, на том что всегда есть, или может быть у объекта, они воспроизводимы в большинстве случаев, они меньше всего зави-сят от случайностей, они для большинства. Максимально вероятностные сред-ства, это средства полных объектов.
       Только сделав максимально вероятностные средства, т.е. средства полных объектов, основными, человечество получит максимальную вероятность дос-тижения своей главной цели в неизбежно изменяющихся условиях, при неиз-бежной неизвестности соотношения нужных сил во многих случаях. Например, к максимально вероятностным средствам относятся: умность, любовь к ближ-нему, уважение, и т.п.
       12) Частность и мир вероятностей.
       Чем больше частность объекта, тем в более вероятностном мире он суще-ствует.
       Чем больше полнота объекта, тем в более однозначном мире он существу-ет.
       Чем больше частность, тем больше (частного) возможного.
       Чем больше полнота объекта в каком-либо отношении, тем больше веро-ятность того, что происходящее с ним в этом отношении будет зависеть только от него, от его внутреннего содержания, от его качеств, и тем больше эта зави-симость может быть.
       Чем больше частность объекта в каком-либо отношении, тем меньше ве-роятность того, что происходящее с ним в этом отношении будет зависеть только от него, и тем меньше может быть эта зависимость. (Например, в част-ном случае выживает тот кому повезет.)
       Вероятности увеличиваются и уменьшаются частностями.

       1. Абсолютные причины и средства.
       Людям свойственно абсолютизировать и поэтому за всю человеческую ис-торию у людей было много разных мнений о абсолютных причинах благополу-чия общества и о абсолютных средствах его достижения. Основаны эти мнения были на опыте людей, весьма частном, и на их уровне развития, весьма невысо-ком, из-за всего этого многим обществам хотя и удавалось достигнуть (относи-тельного) благополучия, но никому не удавалось сохранить его, и именно из-за того, что причины и средства которые они считали абсолютными, объективно были не безусловны, относительны, вероятностны и косвенны, и из-за этого та-кие средства были эффективны только в некоторых частных случаях, в опреде-ленных условиях, и проходило время, изменялись условия и такие привычные, много раз проверенные средства уже были не эффективны, и зачастую люди не могли от них отказаться из-за чрезмерно сильного мнения в обществе о непри-емлемости всего иного, и это так или иначе приводило к социальным несчасти-ям.

       2. Абсолютное, главное и конкретные сущности.
       Людям во все времена хотелось знать абсолютные, т.е. безусловные причи-ны, средства, законы, но в некоторых случаях значение безусловного не такое большое как принято думать, поскольку: во-первых, в безусловных обобщениях обобщается именно все, независимо от вероятности, от эффективности, от рас-пространенности, от доступности, и т.п. даже то что может быть в одном случае из миллиарда; во-вторых, чем качественней различия элементов обобщения, и чем больше таких элементов, тем беспредметней будет это обобщение (по от-ношению к его элементам), т.е. уровень обобщенности (и абстрактности) этого обобщения будет настолько высокий, что во многих случаях этот разнокачест-венный "винегрет" будет неоднозначен и бесполезен. Например, к абсолютным причинам всех изменений в обществе относится изменение в соотношении уча-ствующих сил. Ну и что? В подавляющем большинстве случаев нужно знать конкретно эти силы.
       Следовательно, абсолютное, безусловное не всегда является главным. Во многих случаях главным является то, что более вероятно в большем количестве случаев, т.е. это максимально вероятное, вообщее. Выделение из сущности та-кого главного, это выделение одного из элементов, это конкретизация, это пе-реход от полного к частному. При этом у выделенного элемента "уходит" абсо-лютность и наступает условность, относительность и вероятность. Такое глав-ное будет проявляться не в любом случае, а именно в общем случае и даже оп-ределенной общности. Например, в общем случае выживает сильнейший (а в частном случае, тот кому повезет).
       Но для общих случаев такое главное все же будет безусловным, абсолют-ным, т.е. все это является главными сущностями, конкретными сущностями.
       В некоторых случаях при выделении главного элемента происходит увели-чение обобщенности (и абстрактности), но это увеличение именно не качест-венное, т.е. при исключении элементов в определенной последовательности, оставшиеся элементы являются главными во все большем и большем количест-ве случаев (и наоборот).
       Следовательно, необходимо выявить не просто абсолютные законы (и про-чее), а именно главные и достаточно конкретные абсолютные законы, причины и средства.

       3.Главное для судьбы людей в общем случае.
       1) Цивилизация умственной случайности и не научности.
       Удивительно, но до сих пор мало кого интересуют темы о значении ка-честв людей в их судьбе. В частности, значение умности и нравственности лю-дей в судьбе их народов, государств и вообще социальных систем. (В данном случае, судьба это длительность и этическое качество жизни, т.е. соотношение добра и зла в котором живут люди. А социальные системы, это любые объеди-нения людей, т.е. это общества, семьи, племена, народы, государства, партии, религиозные объединения, и т.п.)
       До сих пор факторами определяющими жизнь людей (в общем случае) считаются экономика, форма власти, религия, наука и техника, и прочее. Но с помощью давно известного из формальной логики и с помощью элементарного здравого смысла, не трудно убедится, что фактор человеческих качеств и в ча-стности фактор умности, обладает большим уровнем обобщенности и непо-средственности, чем любые разновидности экономики, власти и прочих таких же второстепенностей (и надстроек). А это значит, что все разновидности эко-номики, власти и прочего могут быть элементами обобщения умности и глупо-сти (и некоторых других качеств человека), т.е. все эти разновидности могут иметь умное или глупое исполнение. Одни разновидности экономики, власти, религии (и прочего) больше зависят от умности (и других качеств), другие раз-новидности меньше, но эта зависимость есть и проявляется она наиболее суще-ственно для социальных систем именно в общем случае. Обусловлена эта зави-симость такими общими истинами: во-первых, в общем случае глупое средство не эффективно и приносит вред; во-вторых, как бы ни была идея умна, а глу-пость ее может исказить и тем все испортить; в-третьих, глупости могут делать и в общем умные люди и глупости эти могут быть не малые. (Здесь даже спо-рить не о чем.) В частных случаях, с помощью глупого средства можно достиг-нуть нужной цели, но в подавляющем большинстве случаев такие средства не эффективны и вредны.
       Связь нравственного с судьбой людей до сих пор прослеживалась весьма смутно и во многом из-за того, что до сих пор нет четких определений нравст-венного. В данном случае под нравственным подразумевается, главным обра-зом отношение к интересам более общего. При этом, во множестве отношений, умное является высоконравственным, а глупое низконравственным, и вред от такого негодяйства обусловлен именно его прямой связью с глупостью. В об-щем случае, негодяйские средства глупы, и последствия их применения такие же как и у глупых средств.
       Главным человеческим качеством в общем случае, является именно ум-ность. Хотя на происходящее с разумным объектом (т.е. с человеком или соци-альной системой) в конкретных случаях влияет не только умность, но и нравст-венность, информированность, решительность, и т.п., но именно в общем слу-чае достаточная умность приведет к получению других нужных качеств, и нравственности, и информированности, и решительности, и всего прочего не-обходимого. Иначе говоря, для того что бы происходящее с разумным объек-том определялось только его умностью, т.е. без учета его нравственности, ин-формированности и прочих качеств нужен более общий случай, чем с учетом этих качеств. (Это пример того, как при переходе на главное увеличивается уровень обобщенности без качественного увеличения абстрактности.)
       В достаточно общем случае, судьба разумного объекта определяется уров-нем умности его поведения.
       Человеческие качества имеют разновидности, и эти разновидности влияют на судьбу социальных систем по разному. Например, есть разновидности умно-сти, которые в некоторых условиях не приносят существенной пользы общест-ву, в частности не могут предотвратить основные социальные конфликты. К та-ким умностям относится умность в науках отвлеченных от человеческих взаи-моотношений, например, в точных науках. Так же есть разновидности глупо-сти, дурости, негодяйства и слабости, которые катастрофичны для любых госу-дарств (и подобных систем), и есть разновидности которые катастрофичны только для государств с определенным устройством, а для прочих они более менее безобидны.
       Чрезмерное превышение в социальной системе некоторых (связанных с ее устройством) разновидностей ее общественных глупостей, дуростей, него-дяйств и слабостей, неизбежно приводит к социальным несчастьям, масштабы и последствия которых зависят от возможностей ее людей. Например, к весьма распространенной общественной глупости, гибельной для социальных систем, относится чрезмерное подчинение людей естеству (и сущему вообще). Такие последствия обусловлены тем, что люди по их видовой сущности, т.е. по их ес-теству, могут быть разными, и в числе прочего и глупцами, и дураками, и него-дяями, и т.п. (В человеке не все естественное положительно и неизбежно.) Чем больше чрезмерность подчинения людей естеству, тем больше вероятность со-циальных несчастий в их социальной системе, и тем больше масштабы этих не-счастий, и тем тяжелее их последствия.
       Непосредственное влияние на происходящее в социальных системах ока-зывают не люди сами по себе, а их поступки, т.е. проявления качеств, постоян-ных и временных. Поступков соответствующих качеств гораздо больше, чем людей обладающих теми же качествами постоянно, поскольку например, глу-пый поступок может совершить и в общем умный человек. Следовательно бо-роться нужно не столько с людьми, сколько с их качествами и поступками, т.е. например, не с глупцами, а с глупостью. Таким образом, расположение этих факторов по их значению, должно быть таким: во-первых, поступок; во-вторых, качество; в-третьих, человек. (Именно эту последовательность нужно учиты-вать в стратегии и тактике уменьшения зла и увеличения добра.)
       2) Поскольку происходящее с социальными системами зависит от поступ-ков их людей, а точнее от соотношения поступков определенных качеств, то эта зависимость связана с качествами среднего человека социальной системы. В частых случаях, возможно появление (например) нового в жизни общества, ко-торое не входит в рамки среднего, но в общем случае, чем меньше новшество соответствует представлениям среднего человека этой социальной системы, тем меньше его эффективность, тем больше вероятность того, что его суть из-вратится людьми под привычное себе, с сохранением формы нового.
       Таким образом, в некоторых отношениях, социальная система и ее сред-ний человек являются одним и тем же.
       В общем случае, судьба социальных систем (и судьба их среднего челове-ка) зависит от уровня умственных и нравственных качеств их среднего челове-ка. Чем выше эти уровни, тем лучше судьба, чем ниже тем хуже. Чем дольше существует социальная система, и чем меньше ее частность, тем однозначней связь происходящего с ней в общем, с основными качествами ее среднего чело-века.
       3) Человеческие качества, в частности умность и глупость, конкретно про-являются в идеях, главными из которых являются цели, средства и ценности, и соответственно у глупого и ценности, цели и средства будут (в общем) глупые, а у умного умными, т.е. качества общественных ценностей соответствуют каче-ствам среднего человека этого общества.
       Но люди свои качества не выбирают, качества во многом зависят от идей среди которых человек формируется и живет. И идеи формирующие изначаль-ные (основные) качества человека он сам не может выбирать. И именно поэто-му уровень основных качеств среднего человека зависит от уровня развития его общества, т.е. от уровня умности доминирующих в его обществе идей, от уров-ня умности ценностей в общественном мировоззрении, в главной идее, в куль-туре, в традициях, в привычках, в методах воспитания, и т.п.
       Какие человеческие качества положительно оцениваются в обществе, те качества и развиваются в среднем человеке этого общества с наибольшей вероятностью, и чем положительней оценка, тем сильнее могут быть эти качества в среднем человеке, а какие качества отрицательно оцениваются или совсем не учитываются, те отсутствуют или существуют как сорняки.
       А в итоге, происходящее в общем с социальными системами (и средним человеком) зависит от доминирующих в них идей, именно через среднего чело-века.
       4) В современном обществе тема о умности народов, о умности культур народов для многих считается неприемлемой (в основном из-за чрезмерно сильной идеи о уважении индивидуальности, и человеческой и особенно на-родной). А это является замалчиванием объективных причин многих несчастий, и во многом из-за этого все еще есть глупость, дурость и негодяйства, которых можно было избежать и этим существенно улучшить соотношение сил добра и зла в обществе.
       В каждом народе есть не только народная мудрость, но и народная глу-пость, дурость и народное негодяйство, и т.п.
       Чем дольше существует социальная система и чем меньше ее частность, тем однозначней связь происходящего с ней в общем, с культурой ее народа, с доминирующими в ней идеями.
       В общем случае, судьба социальных систем и их среднего человека зави-сит от того насколько умны доминирующие в них идеи, насколько они соответ-ствуют объективным законам.
       5)Таким образом, есть два основных фактора влияющих на судьбу соци-альных систем, это: умность среднего человека и умность доминирующих идей. Но фактор идей является первичным.
       Следовательно, в начале необходимо сделать умными и высоконравствен-ными доминирующие идеи, т.е. ценности, и при этом образуется возможность для получения умного и высоконравственного среднего человека, что и улуч-шит судьбу общества.
       (Эффективность средств повышающих уровни умности, нравственности и прочее у среднего человека зависит от того, насколько в них учтены объектив-ные законы строения, работы и формирования сознания и психики вообще. Следовательно, эти законы нужно выявить, что будет сделано в следующей части.)
       6) Основные законы социальных систем:
              1)В общем случае, глупые средства не эффективны и приносят вред;
              2)В общем случае, негодяйские средства являются глупыми;
              3)В достаточно общем случае, судьба разумного объекта (человека или социальной системы) определяется уровнем умности его поведения;
              4)В достаточно общем случае, уровень умности поведения определяет-ся уровнем умственных качеств;
              5)В достаточно общем случае, судьба социальных систем (и их средне-го человека) определяется уровнем умности поведения их среднего человека;
              6)В достаточно общем случае, уровень умности поведения среднего человека определяется уровнем его умственных и нравственных качеств;
              7)В достаточно общем случае, уровень умности основных качеств среднего человека определяется уровнем умности доминирующих в его обще-стве идей, т.е. ценностей в культуре, и т.п.;
              8)В достаточно общем случае, судьба социальных систем определяется уровнем умности доминирующих в них идей.

Ч.3. Законы строения, работы и формирование психики. перейти к предыдущей части перейти к оглавлению вниз страницы

(тема 1) Законы строения содержания психики.
       1. Общие элементы нейросистем.
       Количество нейронов и последовательность их соединений содержат неко-торую информацию сознания и психики вообще. Значит содержание достаточ-но сложных нейроинфоэлементов (т.е. имеющих много последовательностей) не может формироваться в психике вновь на каждую новую необходимость в нем, иначе пришлось бы повторять всю сеть последовательностью которой об-разовано содержание таких информационных элементов.
       Следовательно, достигнув определенного уровня сложности нейроинфоэле-менты не формируются вновь, не повторяются, не дублируются. (Учитывая не-большую информационную емкость количеств последовательностей одинако-вых элементов, то сознание почти полностью состоит из таких нейроэлемен-тов.)
       Следовательно, каждый такой неповторяемый нейроинфоэлемент является общим информационным элементом для любой информации в которой есть в каком-либо виде его содержание (которой оперирует психика). И значит он яв-ляется общим элементом для всего множества нейросистем имеющих в каком-либо виде его содержание. Он содержит то, что в этих нейросистемах одинако-во. Таким образом, информационно общие нейроинфоэлементы примерно то же самое что и буквы, слова, общие понятия, обобщение и абстракции, только все общие элементы присутствуют в психике в одном экземпляре. Но посколь-ку для работы психики нужно что бы ее информационные элементы повторя-лись достаточное множество раз (как буквы и слова в тексте), то эта множест-венность обеспечивается (заменяется) множеством связей (т.е. нейронных от-ростков) каждого такого единичного элемента с всеми нейросистемами частью которых является его содержание, и это обеспечивает возможность вхождение в их содержание.
       Сочетание простейших общих нейроинфоэлементов образуют более слож-ные информационные образования, т.е. нейроситемы, которые так же сочетаясь образуют еще более сложные системы, и т.д.
       Таким образом, общие нейроэлементы в психике связывают собой нейроси-стемы (а значит и идеи) на основе именно любой субъективной одинаковости, т.е. то что воспринялось как одинаковое с чем-либо, то и связывается с соответ-ствующим общим элементом, как бы эта одинаковость ни была формальна, а формируется только та часть информации, которой еще нет. (Наиболее нагляд-но функционирование общих элементов проявляется в странных для рассудка снах и ассоциациях.)
              В психике есть взаимосвязь содержаний идей (нейросистем) и в том числе есть связи через одинаковое.
       Значение общих нейроинфоэлементов для психики (в числе прочего) состо-ит в том, что из-за них на работу психики, и главное сознания, неизбежно влияют формальные связи идей, т.е. то что формально одинаково. Логические связи могут блокировать некоторые формальные связи, но только пока их кон-тролирует сознание, но если сознание переключается на другое, то влияние формального восстанавливается.
       Главное в этом влиянии то, что от него во многом зависит сила идей, сила убеждений, чувств, интересов, ценностей, и т.п.
       Именно основанность психики на общих элементах является основной при-чиной потенциальной многовариантности содержания психики, а значит мно-говариантности качеств человека, вплоть до противоположных качеств, от ум-ного до глупого, от праведника до негодяя, от совершенства до зверя. Эта мно-говариантность является видовым признаком человека, т.е. она входит в сущ-ность, в естество вида, входит в объективное определение вида. Часть возмож-ностей человека, часть его естества является злом. (Об этом нельзя забывать.) Не все естественное положительно, но и не все естественное неизбежно.

       2.Динамическое содержание психики.
       Строение психики на основе общих нейроинфоэлементов является одной из главных причин того, что психика не может работать только за счет содержа-ния нейронной структуры, т.е. за счет количеств и последовательностей нейро-нов, поскольку что бы нервный импульс прошел через общий нейронный эле-мент в нужном направлении, т.е. в нужный нейронный отросток, необходимо перекрыть все не нужные направления (отростки) и открыть нужное, но в раз-ных случаях необходимо открывать и закрывать разные связи (направления) общих элементов, что не возможно обеспечить только синапсами (синапсы, это образование на отростках нейронов, одни из них полностью перекрывают дви-жение нервных импульсов, другие только в одну сторону), поскольку синапсы в принципе не могут изменять направление своей работы (во всяком случае они не могут оперативно изменять) , т.е. они либо полностью перекрывают, либо в одну определенную сторону, и никак иначе.)
       Синапсы - это пассивные, вспомогательные регуляторы.
       Следовательно, содержанием психики является не только (неподвижное) содержание нейронной сети, но и динамическое (силовое) содержание, т.е. ко-личество и последовательность движения нервных импульсов по нейронной се-ти.
       Значение динамического содержания психики в основном состоит в том, что именно оно обеспечивает работу психики, сознание, т.е. работа обеспечивается за счет динамических процессов в нейронной сети. И главное это то, что работа психики зависит от соотношения сил течений нервных импульсов. Оперативно закрывает движение в каком-либо направлении (отростке) наличие превосхо-дящего по силе противодвижения нервных импульсов, а оперативно открывает движение отсутствует превосходящего противодвижения.
       Следовательно, перекрыть ненужные, вредные идеи, чувства, ценности, ка-чества, потребности, и т.п., можно только превосходящей силой противореча-щих им идей, чувств, ценностей, качеств, потребностей, и т.п. (Это фундамен-тальная тема для понимания работы и формирования психики, для совершенст-вования человека.)
       Содержание нейронной сети, т.е. неподвижное содержание, из-за общих нейроинфоэлементов, менее индивидуализировано, чем динамическое содер-жание (или даже возможно является просто "слепой" сетью, практически оди-наковой для всех), а индивидуальность и конкретность появляются именно за счет динамического, силового содержания, поскольку основные черты характе-ра, главные ценности человека зависят от доминирующих направлений, от си-ловых баз в динамическом содержании, т.е. от силового содержания, от формы силового содержания.
       Влияние формальных связей общих нейроинфоэлементов на работу психи-ки заключается в том, что через них неизбежно, на подсознательном уровне приходит и уходит динамическая сила в нейросистемы, т.е. в идеи, и этим фор-мальные связи влияют на силу идей, на силу убеждений, чувств, ценностей, по-требностей, интересов, и т.п.
       По мере развития человечества люди все больше и больше отказывались от превобытных отождествлений и познавали логические равенства и неравенства, и в соответствии с этими открытиями они перестраивали свое мировоззрение, свои главные цели и средства, но подсознательное неизбежно работает на лю-бом равенстве, даже формальном, и во многом из-за незнания этого рассудоч-ные ценности людей до сих пор не имели необходимой силы (в общем случае), и из-за этого появляются у людей сильные не нужные, посторонние и вредные идеи непонятного происхождения (: и откуда что берется?), которые во мно-гих случаях приносили людям несчастья.
       До сих пор, чем больше люди познавали логические равенства в мировоз-зренческих вопросах, тем слабее было их мировоззрение, и тем быстрее распа-дались их социальные системы.
       (Формальные связи можно и нужно использовать в мировоззрении, но толь-ко как "технологические" связи, т.е. верить в них необязательно. Примером ин-туитивного использования формальных равенств для усиления главной идеи, могут служить идеи на которых основан христианский обряд причастия.)

       3. Настраивание нового содержания на старое.
       Существенное значение для строения содержания сознания и психики во-обще, а значит и для их работы, имеет очередность расположения нейросистем относительно источников нервных импульсов, т.е. относительно источников динамической силы.
       К основным первичным нейросистемам относятся все врожденные, т.е. от-вечающие за ощущения, непосредственное восприятие, рефлексы, инстинкты, простейшие чувства, и т.п.
       К основным вторичным относятся все условные, приобретаемые нейроси-стемы. (Конечно есть и третий уровень и т.д., и всех их можно разделять отно-сительно друг друга на первичные и вторичные.) Они формируются в слепой зоне состоящей из нейронов связанных между собой отростками в одно целое, изначально не разделенное на информационные единицы, ни структурно, ни динамически. Особенности личности и обеспечиваются в основном особенно-стями в последовательностях и количествах структурных и динамических свя-зей нейросистем формируемых в слепой зоне.
       Первые условные нейросистемы надстраиваются на врожденные, которые для них являются источниками формирования, а источники своим местополо-жением влияют на местоположение новых нейросистем в общей структуре, и значит влияют и на их содержание.
       Все новое в сознании формируется настраиванием на уже имеющееся, на старое, на минимум два источника, связывая их собой и ограничивая этой свя-зью возможное в их содержании и образуя таким образом новое содержание.
       Особенное значение настраивания состоит в том, что все новое по содержа-нию является дополнением, продолжением, более общим, или более частным, или одноуровневым, уже имеющегося содержания, т.е. новое не самостоятель-но по содержанию, новое и старое образуют целостный информационный объ-ект. Без старого новое не содержит того что оно обозначает.
       Например, формирование (настраивание) первых условных нейросистем происходит в общем так: при восприятии с достаточной силой чего-либо ново-го (сила может обеспечивается любопытства, голодом, страхом, и т.п.) проис-ходит выход нервых импульсов, из как минимум двух источников задейство-ванных при восприятии, по направлению превосходящего движения (на этот момент в этой зоне). При этом, из-за замкнутости общей структуры, и из-за пе-ресекаемости направлений, происходит схождение, встреча, замыкание потоков нервных импульсов в одном нейроне, или нескольких нейронах слепой зоны, и это место схождения становится обозначением объекта восприятия. Так фор-мируется новый информационный элемент, новая нейросистема. Место схож-дения, это и есть общий нейроинфоэлемент, это ядро нейросистемы, оно в са-мом общем виде и абстрактно обозначает объект, а пути прохождения до него нервных импульсов начинающихся от источников, являются развернутым, кон-кретным содержанием этой абстракции, это периферия ядра.
       В дальнейшем источниками формирования новых нейросистем могут слу-жить и уже имеющиеся условные нейросистемы, при этом происходит созна-тельное или подсознательное соотнесение воспринимаемого в первый раз с уже имеющимся содержанием.
       Сложность строения ядра нейросистемы, т.е. общего элемента, не зависит от сложности содержания того, что оно обозначает, поскольку каждое ядро яв-ляется только надстройкой, а все развернутое (конкретное) содержание нахо-дится в периферийной структуре системы, и таким образом один нейрон или два, три нейрона могут (абстрактно) обозначать сколь угодно сложный объект, т.е. зрительный образ, понятие, идею, и т.п.
       Почти вся сеть понятийных нейросистем образована связями ядер, т.е. свя-зями общих нейроинфоэлементов, связями абстракций. И периферийные струк-туры, т.е. конкретное содержание, то же в основном образовано сочетаниями абстракций, связь которых (в определенной последовательности) ограничивает возможное в их содержании, т.е. они ограничивают друг друга и образуют та-ким образом разное конкретное. А начинаются периферийные структуры во врожденных простейших нейроинфоэлементах, в частности ответственных за работу органов чувств, т.е. за зрение, слух, и т.д.
       Связь понятийных (и прочих) структур через общие элементы, т.е. через аб-стракции, позволяет людям мыслить (относительно) быстро и с минимальными усилиями, но из-за этого у большинства людей есть трудности в изложении своих мыслей, поскольку для этого необходимо дополнительно задействовать множество периферийных структур, нужны координирующие, связывающие усилия, необходим определенный навык, необходима определенная способ-ность.
       Значение первичности и вторичности нейросистем, а значит и идей, состоит в том, что распределение динамических сил, т.е. нервных импульсов, происхо-дит именно от первичного к вторичному (и т.д.), от врожденного к условному, от старого к новому, от простого к сложному, от менее абстрактного к более абстрактному, и т.п. Значит первичное, врожденное, старое, простое, конкрет-ное именно естественно доминирует (в общем случае) над вторичным, услов-ным, новым, сложным, абстрактным. Например, первичность врожденных ней-росистем отвечающих за чувства, и их меньшая структурная сложность, обу-славливают то, что чувствование обычно ощущается значительно сильнее чем рассуждения.
       Из этого можно сделать (в числе прочих) такой вывод: если не предприни-мать определенных мер, то рано или поздно, простые идеи основанные на том что воспринимается непосредственно, будут доминировать над идеями высоко-го уровня обобщенности и абстрактности.

       4. Замкнутость структуры психики.
       Замкнутость структуры психики и наличие связей между нейросистемами (идеями) обуславливает возможность (информационного) влияния нейросистем (идей) не только на непосредственно связанные нейросистемы (по принципу сообщающихся сосудов), но и на весьма косвенно связанные нейросистемы (идеи и зоны мозга вообще). В частности, есть влияние уже сформированного (исходного) содержания психики, на потенциальное содержание психики. На-пример, при задействовании (или формировании) некоторых нейросистем (идей) может происходить задействование (или формирование) побочного со-держания, которое может быть: неразвернутым, или формальным, или остаточ-ным.
       Неразвернутое содержание, это потенциальные выводы из данной идеи.
       Формальное содержание, это формально одинаковое с элементами данной идеи, и с ней в целом.
       Остаточное содержание, это все содержание не относящееся к данной идее. Остаточное содержание идей находится в слепой зоне. Этого содержания вроде бы еще нет, но оно зависит от полноты и однозначности уже сформированных идей. Чем полнее и однозначней идея (например мировоззрение), тем меньше и тем однозначней (определенней) ее остаточное содержание. Чем больше част-ность и неоднозначность идеи, тем больше вариантов ее остаточного содержа-ния, и тем разнообразней эти варианты, и тем меньше смысла в учете остаточ-ного содержания.
       Побочное содержание психики, т.е. сформированное не специально, не це-ленаправленно, не прямо, а именно побочно, косвенно, случайно значительно влияет на личность человека и в основном на подсознательном уровне. К нему относятся некоторые (непонятно откуда взявшиеся) симпатии и антипатии, идеалы, привязанности, интересы, навыки, способности, и т.п. Сейчас многое из этого принято называть врожденным, но это заблуждение. (Именно от учета побочного содержания во многом зависит получение совершенных людей.)

(тема 2) Законы работы психики.
       1. Рабочая сила психики.
       Поскольку строение нейронной сети основано на общих нейроинфоэлемен-тах, имеющих множество (структурно) открытых для нервных импульсов свя-зей, которые невозможно оперативно открывать и закрывать синапсами, то главное регулирование движения нервных импульсов по нейронной сети про-исходит за счет различий в соотношениях сил движущегося, т.е. наличие пре-восходящего по силе противодвижения (оперативно) закрывает движение нерв-ных импульсов (по нейронным отросткам), а отсутствие его (оперативно) от-крывает движение.
       Работа психики (мышление и чувствование) - это проявление движения в определенно организованных структурах.
       Таким образом, психика и сознание в частности, работают в основном за счет динамической силы, т.е. за счет движения нервных импульсов. При этом количество движения является особым содержанием информационных единиц психики, т.е. силовым содержанием, которое существенно влияет на общее со-держание некоторых информационных единиц, т.е. идей. Например, силовое содержание соответствующих нейросистем (идей) существенно влияет на нрав-ственные, умственные и волевые качества.

       2. Силовое содержание.
       1) Чем больше сила нейроситемы (идеи), тем больше внутренняя необхо-димость в помыслах и поступках ей соответствующих, вплоть до неизбежности.
       Чем больше сила нейросистемы (идеи), тем на большее количество нейро-систем (идей) она может влиять, и тем больше это влияние.
       Личность человека определяется силовыми базами в его психике, т.е. до-минирующими в нем нейросистемами. Расположением силовых баз в нейрон-ной сети образуется форма динамической силы психики. Силовые базы бывают двух типов. Первый, это генерирующие базы, т.е. это нейросистемы сами по се-бе генерирующие нервные импульсы. Второй, это суммативные базы, т.е. это нейросистемы на которых сходятся течение нервных импульсов из множества других нейросистем и именно за счет суммы сил этого множества образуется их сила. При этом нейросистемы поставляющие нервные импульсы в сумма-тивные базы оказываются этим самым вовлеченными в функционирование этих силовых баз, т.е. они работают на их назначение. Такое вовлечение в функцио-нирование может быть не только непосредственное, но и косвенное и даже весьма косвенное, т.е. при этом нейросистемы даже с отдаленной периферии, через цепь посредниковых нейросистем, подпитывают главную нейросистему, т.е. работают на эту силовую базу (и посредники тоже работают на нее).
       Силовые базы, это доминирующие идеи, это внутренние необходимости, это ценности, цели, потребности, интересы, желания, и т.п. Генерирующие си-ловые базы, это врожденные базы, они у всех людей в общем одинаковы и из-менить их вряд ли возможно. А различия в личностях образуются различиями в расположении в общей структуре суммативных силовых баз, и именно их нуж-но изменять для улучшения человека, т.е. изменять нужно места схождения нервных импульсов, изменяя этим домирование идей.
       Особенно надо выделить то, что силовые базы, т.е. внутренние необходи-мости человека, формируются (и взаимосвязаны между собой) не только по по-нятийной логике, поскольку структура нейронной сети не ограничивается логи-кой, она разнообразней логической структуры. И это и дает то разнообразие ха-рактеров людей, со всеми их странностями и противоречиями, что есть в дейст-вительности. (И именно поэтому ошибочно располагать человеческие интере-сы, желания, и т.п. только в логической причинно-следственной последова-тельности. Наиболее точный психологический портрет человека тот в котором есть только то что он чувствует, без логических добавлений, и с учетом того, что человек может заблуждаться и на свой счет, или может просто не верно формулировать свои чувства и т.п.)
       2) В основном люди совершают действия из-за превосходства в силе ней-росистем, т.е. идей, ответственных за эти действия, над тем что противоречит этим действиям. Объективная сила идей определяется по соотношению сил, по-этому превосходство идей в силе может быть не только из-за их большой силы, но и из-за слабости противоречащих им идей. Например, высоконравственный поступок можно совершить не только из-за большой силы высоконравственных качеств, но и из-за слабости низких соблазнов.
       Превосходство идей в силе может быть устойчивым и неустойчивым. ус-тойчивое превосходство обусловлено общим соотношением динамических сил в психике, а неустойчивое обусловлено частным, случайным, временным всплеском силы.
       3) Инерция силы идей.
       Чем сильнее идея, тем большим количеством идей это обеспечено, т.е. тем больше идей работают на нее, прямо или косвенно. Чем больше идей поддер-живают силу идеи, тем устойчивое ее сила, и тем больше сила инерции этой идеи, т.е. тем труднее отказаться людям от такой идеи (если она входит в их мировоззрение) и даже если обнаружится ее несостоятельность, то тем труднее будет понять эту несостоятельность, и даже если такое понимание придет на уровне рассудка, то на эмоциональном уровне отказ от таких идей обычно про-исходит значительно тяжелее.
       4) Последовательность подчинения идей.
       Чем больше сила идеи (нейросистемы), тем больше идей ей подчинено (т.е. ее назначению), и тем больше это подчинение.
       По мере увеличения силы идей (нейросистем) происходит увеличение ко-личества подчиненных им идей, т.е. происходит как бы захват. При этом дина-мические силы подчиняемых нейросистем, вынужденные превосходящей ди-намической силой, изменяют направление своего движения таким образом что-бы подкреплять доминирующую идею, т.е. после этого захваченная идея начи-нает работать на доминирующую идею, она становится одним из частных ис-точников силы доминирующей идеи.
       Последовательность подчинения определяется количеством связей разде-ляющих идеи и соотношением динамических сил.
       Чем меньше разделяющих связей, чем меньше посредников, тем раньше может произойти подчинение.
       Чем больше превосходство в силе, тем раньше может произойти подчине-ния.
       Следовательно, начинается подчинение идей в психике, именно в общих нейроинфоэлементах, поскольку разделяющих связей в них нет совсем, а так же с тех идей что слабее.
       Следовательно, начинается подчинение идей с того что в них одинаково с доминирующей идеей, и с того что в них не существенно, т.е. малосильно.
       Из всего множества идей связанных с доминирующей идеей, раньше всех ей подчиняются те идеи в которых больше одинаково с ней, и которые менее существенны.
       Именно так и происходило разложение многих великих идей. Например, нравственность падает обычно постепенно, в общем не осознаваемо, начиная с мелочей, с вроде бы не существенного, с двусмысленностей, хохм, анекдотов, и т.п., и заканчивая твердой уверенностью в ненужности и устарелости прошлых норм и ценностей, и что первым поколениям казалось низким, то их детям ка-залось уже более менее приемлемым, а внукам нормальным.
       5) Сила чувств.
       Основная сила психики, сила идей, это сила чувств. Основные чувства формируются до рассудочного, и нейросистемы ответственные за чувства дос-таточно независимы от рассудочного, чтобы формироваться и развиваться в общем самостоятельно. Это приводит к тому, что у человека есть два мироот-ношения, первое - эмоциональное, второе - рассудочное. И только у редких людей эти мироотношения совпадают.
       Раннее формирование эмоционального, и силовое доминирование эмоций над другими силами психики обуславливает то, что люди осознают себя в ос-новном через эмоции, через эмоциональное мироотношение, и поэтому до сих пор слишком многие люди слишком часто и слишком легко подчиняют рассу-док эмоциональному мироотношению, которое у слишком не многих хотя бы приемлемо.
       Даже способность понимать что-либо, это силовая способность, т.е. было бы достаточно силы в соответствующих нейросистемах, и понять можно что угодно, и в основном такими сопровождающими силами являются силы эмо-ций. Именно эта сила позволяет, а иногда и вынуждает понимать логику, одно-значность, необходимость, неизбежность и т.п., там где их нет, и не замечать все это там где это есть. Эта сила позволяет "раздувать" любые мелкие идеи до самых великих идей (нет такой мухи, из которой чувствами нельзя сделать сло-на), эта сила позволяет оправдывать любые негодяйства и унижать возвышен-ное.
       Чувства при рассуждениях плохой помощник.
       6) На силу идей, кроме эмоций, оказывают влияние и другие динамиче-ские силы психики и нервной системы вообще. В основном это косвенное влияние. Это не только подсознание, но и это анонимные, "подпольные" силы из глубины психики, т.е. это силы движения нервных импульсов движущихся вне нейросистем ответственных за сознание, за эмоции, за ощущение, но пери-ферические связи все же есть и поэтому есть косвенное влияние. Влияние этих сил на силу идей зависит от общего соотношения сил психики (и нервной сис-темы вообще), и в частности есть зависимость от мироотношения, от системы ценностей. При одних вариантах мироотношения глубинные силы хаотично вмешиваются в силы идей человека, а значит и в его поведение, а при других вариантах появляется упорядочность и даже гармоничность с осознаваемыми ценностями, т.е. они укрепляют их. Сколько есть разных вариантов мироотно-шения, столько различий и во влиянии этих сил на человека, но полезно влияющих не много, и различия их не существенны.

       3. Взаимосвязь содержаний.
       1) Поскольку нейронная сеть идей обладает достаточной замкнутостью, чтобы эта замкнутость влияла на движение по сети, то движение в нейронной сети взаимосвязано (по принципу сообщающихся сосудов.)
       Следовательно, в психике есть взаимосвязь динамических (силовых) со-держаний идей, т.е. силовое содержание каждой идеи зависит от всего множе-ства связанных с ней идей. (Движение от нейросистемы, это ее исходящая си-ловая информация, а движение в нейросистему, это приходящая информация. Исходящее и приходящее взаимосвязано.)
       Психику и нервную систему вообще, можно сравнить со структурой из миллиардов каналов по которым движется что-либо текучее. Эти каналы связа-ны между собой не равномерно, не симметрично, и в основном из-за этого воз-можно множество разных по сложности (вплоть до качественных различий) ва-риантов изменения движения по системе, т.е. изменения ее внутренних необхо-димостей. Например, даже единичный нервный импульс с периферии может вмешаться в соотношение сил мощных противоборствующих течений нервных импульсов, т.е. может изменить соотношение сил в пользу одного из них и из-менить таким образом направления их движения, и при этом изменяются и внутренние необходимости, доминирующие идеи. (Определенная не симмет-ричность, это средство именно для качественных изменений систем. Характер, форма не симметричности определяет эти изменения. Именно за счет этого раз-виваются, эволюционируют живые организмы.)
       2) Взаимосвязь динамических содержаний идей в психике обуславливает то, что при усилении или ослаблении одних идей сила других, связанных с ни-ми идей, тоже может изменяться, и изменятся закономерно, даже если их связь косвенная. Особенно наглядно такие связи проявляются в общественном созна-нии. (Психика человека и психика общества имеют много общего, и законо-мерности строения и работы и формирование, несмотря на то что психика че-ловека это реальный объект, а психика общества это вероятнее всего только фантомная система.) Например, в обществе официально насаждаются (обычно) благообразные и полезные идеи, но это может приводить к неожиданному по-явлению в обществе других идей, которые противоречат официальным идеям, что во многих случаях, так или иначе, вредит обществу, т.е. приводит к соци-альным конфликтам, несчастьям и катастрофам.
       Подобные неожиданные, неофициальные идеи, это в основном побочные идеи, т.е. неожиданно появлятся в обществе может неразвернутое содержание идей, т.е. идеи - выводы, которые заранее по каким-либо причинам не учиты-вались. И формально одинаковое идей так же влияет на формирование не офи-циальных идей, и это влияние конечно еще более неожиданное, из-за не логич-ности.
       В основном источником побочных, неожиданных, неофициальных идей служат не единичные идеи, а сочетание нескольких идей, т.е. их динамические силы сталкиваются, взаимодействуют друг с другом и могут найти выход в "боковую" нейросистему усиливая этим идею содержащуюся в ней, но ее со-держание может иметь настолько косвенное, формальное отношение к источ-никам, что понять откуда она взялось почти невозможно.
       Так же, причиной появления некоторых неожиданных идей может быть общее соотношение динамических сил, т.е. их главными причинами являются не динамические процессы в непосредственно связанных с ними идеях (нейро-системах), а именно общие динамические процессы в нейронной сети, или в ка-кой-либо ее зоне, а непосредственные источники являются при этом всего лишь случайным местом выхода силы.
       Несмотря на то, что среди побочных, неожиданных идей бывают весьма экзотичные, странные идеи, но в общем случае логичная связь между ними и официальными идеями все же есть, поэтому у развития общественных идей, общества, в общем случае логика есть.
       Среди вариантов взаимосвязи динамических содержаний идей есть вари-ант который можно сформулировать так: если сила одной идеи увеличилась, то сила какой-либо другой идеи уменьшилась. Например, чем чрезмерней попу-лярность в обществе идей о подчинении своему естеству, своим ощущениям, переживаниям, тем слабее в его среднем человеке высокоабстрактные ценно-сти, в частности идеи о должном, и значит тем слабее в нем гражданские каче-ства, что увеличивает вероятность социальных бедствий и катастроф в таком обществе.
       Чем больше сила конкретных ценностей, тем меньше сила абстрактных ценностей.
       Так же принято думать, что расцвет цивилизаций, культур, народов, госу-дарств, и т.п., проявляется главным образом расцветом искусств, наук и реме-сел, но при этом не учитывается то, что во множестве случаев за подобными расцветами происходил упадок и зачастую даже распад таких социальных сис-тем, а причиной этого является то, что усиление идей связанных с творческими проявлениями индивидуальности может (при определенных условиях) ослаб-лять в обществе идеи связанные с гражданскими качествами (а так же при этом зачастую увеличивается количественно и качественно преступность).
       Даже достижения культуры должны быть посильны для общества.
       3) Поскольку качества людей зависят от силы соответствующих им нейро-систем (идей), и есть взаимосвязь силовых содержаний нейросистем, то для то-го чтобы получить у человека нужные качества (нужной силы), необходимо со-гласовать с их содержанием содержания всех связанных с ними нейросистем (идей).
       Чем больше нужных качеств необходимо получить у человека, тем боль-шее количество нейросистем (идей) необходимо согласовать с ними по содер-жанию, вплоть до согласования всего в психике (что проявится одновариант-ный содержанием психики). Например, до сих пор распространено ошибочное представление о волевых качествах человека как о том, что он всегда может за-действовать по своему желанию, и только ленивые этого не делают. Но сила воли зависит от общего соотношения сил в психике, и есть множество вариан-тов при которых человек в принципе не может противодействовать мощным течениям из силовых баз психики, или может но недолго. Только из-за одной воли нужно значительно ограничить разнообразие личностей.
       Для того чтобы какая-либо нейросистема (идея) не стала внутренней не-обходимостью человека, т.е. силовой базой его психики, чтобы она всегда была транзитной и сохраняла силу обычного знания, необходимо заблокировать ее превосходящей силой противоречащих ей идей (даже формально противореча-щих). Если даже одна связь останется не заблокированной, даже формальная, то через нее нейросистема может получать динамическую силу, что может сде-лать ее внутренней необходимостью. (Заблокировать можно и силой воли, но если это и получится, то только пока сознание не переключится на другое.)
       Следовательно, чтобы (надежно) заблокировать даже одну вредную идею, необходимо обеспечить постоянное превосходство над ней в силе всего множе-ства противоречащих ей идей во всевозможных отношениях (даже формаль-ных).
       Чем больше идей необходимо заблокировать в психике, тем большее ко-личество идей должны иметь превосходство в силе, вплоть до полного разделе-ния всех возможных идей на необходимо слабые (вредные) и необходимо силь-ные (полезные).
       Следовательно, все что может быть ценностью для человека должно быть сведено в систему и разделено на хорошее и плохое, на более ценное и менее ценное.
       Следовательно, с улучшением качеств людей и их мироотношений долж-но уменьшится разнообразие личностей и мироотношений, вплоть до полной унификации всего существенного.

(тема 3) Законы формирования содержания психики.
       1.Формирование содержания психики енепосредственно зависит только от внутренних необходимостей (т.е. от внутренних превосходящих сил) образую-щихся при взаимодействии (в разных комбинациях) сил:
       1)исходного содержания все сознания и сознания (внутренняя информа-ция);
       2)воспринятого содержания сознанием и вне сознанием (внешняя инфор-мация).
       (Исходное содержание, это то что уже есть у объекта перед воздействием, в данном случае перед восприятием.)

       2. Образование формирующих необходимостей в психике.
       1) Новое формирует необходимость.
       Для того чтобы в психике сформировалось новое содержание нужна внут-ренняя необходимость в нем, необходимость эмоциональная, или (и) рассудоч-ная, или (и) вне сознательная.
       При взаимодействии в разных комбинациях участвующих сил, происходит перераспределение части сил в нейронной сети, в результате чего в ней обра-зуются превосходящие силы в новых, дополнительных местах, т.е. это необхо-димости в новой информации, и именно после этого новая информация форми-руется, закрепляется. Так в общем, формируется новое содержание психики.
       2) Для формирования необходимо разное количество силы.
       К основным различиям в формировании элементов (условного) содержа-ния психики, в частности идей, относятся различия в силе противодействия формированию, в зависимости от которой и определяется количество силы нужное для создания превосходства необходимости в новой идее над тем что ей противодействует. В основном противодействие формированию нового содер-жания, новых идей, может быть либо конкретным, т.е. при этом противодейст-вует уже имеющаяся (исходная) идея противоречащая новой, либо неконкрет-ным, т.е. при этом противодействует общее соотношение сил на данное время в соответствующей зоне нейронной сети (например, в случае если человеку не до этого, и т.п.).
       Чем больше сила исходной идеи, тем больше должна быть внутренняя не-обходимость в новой идее, которая противоречит исходной, для того чтобы эта новая идея с формулировалась заменив исходную.
       Например, различиями в силе противодействия объясняется то, что знания отвлеченные от внутренних необходимостей, от ценностей человека, приобре-таются легче, чем новые иные ценности, в частности чем высоконравственные ценности, поскольку формированию новых иных ценностей противодействуют исходные ценности, т.е. исходные силовые базы, все множество динамических связей этих силовых баз. (Если новые ценности не противоречат исходным, а являются их развитием, частным или более общем, то исходное содействует формированию нового.)
       Также, из-за противодействия легче формируются общие знания, т.е. зна-ния на уровне общих слов, о какой-либо конкретной деятельности (достаточно сложной), чем содержание (в психике) ответственное за эту деятельность, по-скольку понятийные знания отвлечены от некоторых нужных для такой дея-тельности ощущений, состояний, мыслей, и т.д.
       Также, из-за того что силовое содержание системы ценностей у детей зна-чительно слабее, чем у взрослых (из-за меньшего количества связей), то сопро-тивление детей изменению их ценностей соответственно меньше чем у взрос-лых. И следовательно, чем раньше начинается изменение ценностей у детей (т.е. воспитание), тем больше вероятность успеха.
       3) Пульсирующее формирование.
       В обычных, естественных условиях формирование условного содержания психики происходит с участием неощущаемой, неосознаваемой блуждающей динамической силы (не все динамические процессы в нейронной сети прямо связаны с восприятием, чувствованием, мышлением, и не все они ощущаются и осознаются). Из-за этого влияния, некоторая часть формирующих необходимо-стей (а значит и содержания), образуется как бы самотеком и практически слу-чайно, в рамках некоторого множества возможных вариантов, соответствую-щих связям задействованных общих нейроэлементов и сложившемуся в это время соотношению динамических сил. (В общем случае, в обществах форми-руются практически все возможные варианты, но ограничителем и определите-лем их процентных соотношений являются культуры обществ, т.е. их главные идеи. Именно за счет этого получается все разнообразие качеств людей.)
       Для наглядности процесс образования формирующих необходимостей можно сравнивать с работой стробоскопа, (относительно) хаотичные вспышки которого освещают для психики, для сознания фрагменты внешнего и внутреннего мира, и именно они и формируются.
       Равенства и различия в периодичности и местоположении пульсаций фор-мирующих необходимостей обусловлены изначально самыми малыми струк-турными и динамическими равенствами и различиями на уровне генов и ДНК, из-за которых формируется общая и особенная форма силового содержания эм-бриона, плода, младенца, и т.д. (Например, эти внутренние различия в пульса-циях и влияют на формирование различий у людей находящихся даже в одина-ковых внешних условиях.)
       Равенства и различия пульсаций формирующих необходимостей (по вре-мени и месту), могут быть: семейными, национальными, расовыми, видовыми, и т.д.
       4) Значение случайности в формировании.
       Во многих случаях пульсация формирующих необходимостей практиче-ски случайна (и не ощущаема). Следовательно, есть возможность не подкон-трольного для сознания формирования, или усиления, или ослабления каких-либо идей в психике, под воздействием внешней или внутренней информации.
       Человеку не дано знать наверняка, как для него отзовется его же мысль или эмоция, или какая-либо воспринятая извне информация.
       Например, содержание психики детей может формироваться на многое то, чему обычно не придают большого значения, на отдельные фразы взрослых, на их жесты, ухмылки, взгляды, и т.п. ( Содержание поведения людей, т.е. пове-денческих идей, является в общем, неофициальными общественными идеями, они в значительной мере влияют на условное содержание психики новых поко-лений.)
       Следовательно, чем полнее окружение объекта нужной информацией, тем больше вероятность формирования в нем нужного содержания.
       Чем меньше информационных помех воспитывающему воздействию, тем больше вероятность формирования в объекте нужного содержания.
       Некоторые люди полагают, что они сами себя "сделали", подразумевая под этим то, что они целенаправленно работали над собой, развивали свои спо-собности, качества, но при этом они не учитывают то, что сама способность к подобным действиям сформировалась у них задолго до этого, зачастую случай-но и главное независимо от их желания, до осознания ими необходимости в этой способности.
       Основные качества людей не зависят от их воли и желания.
       Достоинства людей не их заслуга, и недостатки людей не их вина.
       5) Примеры формирования.
       Есть множество разных вариантов формирования элементов содержания психики, и не только обусловленных одновременным взаимодействием сил, как ниже изложенные, но и обусловленные накапливающимся взаимодействием, т.е. повторяющимися взаимодействиями одного содержания. Но для общего представления этого будет достаточно.
       Хотя для формирования элементов содержания психики нужно разное ко-личество силы (для создания превосходства над противодействием), но для на-глядности и простоты изложения здесь можно принять количество силы нуж-ное для формирования за 10 единиц.
              1)Внутренние силы психики, которые обеспечивают формирование ка-кого-либо нового содержания (в частности сила внимания), по каким-либо при-чинам рассеяны (на данный момент), до величины в две единицы, но в это вре-мя на человека воздействует внешняя информация, которую он воспринимает с силой в девять единиц (например из-за испуга), в сумме набирается больше де-сяти, и новое содержание (внешнего воздействия) закрепляется, формируется.
              2)Внутренние силы психики рассеяны до двух единиц, при этом на че-ловека воздействует внешняя информация, которую он воспринимает с силой в две - три единицы, но в это время блуждающая, неощущаемая внутренняя сила, вмешивается по случаю в это взаимодействие и общая сумма добирает до нуж-ной величины, и воспринятая информация формируется у человека (чему он впоследствии может весьма удивляться).
              3)Внутренние силы психики сконцентрированы до девяти единиц, при этом внешней информации достаточно воздействовать на человека так чтобы он воспринял ее с силой в две - три единицы, например из-за вероятности не-большой опасности, и новая информация сформируется.
       Чем больше сила концентрации, чем больше внутренних сил человек может задействовать для концентрации, тем более сильное содержание он мо-жет в себе сформировать, вплоть до высоконравственных ценностей.

       3. Значение внутренней (исходной) информации в формировании.
       1) Все живое соотносит воспринимаемое со своими внутренними необхо-димостями. Внутренние, т.е. исходные, необходимости отражают, составляют сущность живого, поэтому исходные необходимости живого, это и есть сам живой объект в главном.
       От внутренних необходимостей объекта зависят средства воздействия на него.
       2) Чем больше сила исходной идеи, тем больше она может влиять на обра-ботку воспринимаемой информации, тем больше она может подчинять ее себе.
       Следовательно, чем больше сила исходной идеи, тем больше она может влиять на содержание (новых) формируемых идей.
       Например, чем больше сила негодяйской идеи в человеке (или в общест-ве), тем больше вероятность того, что связанная с ней воспринимаемая инфор-мация будет истолковываться так же негодяйски, и формироваться будет это же негодяйское содержание.
       Какое исходное содержание у людей, такое и толкование ими восприни-маемого, такое и их новое содержание.
       Чем больше однозначность исходного содержания объекта, т.е чем мень-ше в нем противоречий, тем меньше разнообразие вариантов развития объекта. (Чем больше полнота объекта, тем больше зависимость его судьбы от его ис-ходного содержания. Чем больше полнота объекта, тем однозначней для него принцип: посеешь привычку, пожнешь характер, посеешь характер, пожнешь судьбу.)
       3) Чем полнее и точнее знания о последовательностях связей нейросистем, и о последовательностях их формирования, тем эффективней можно управлять формированием у объекта нужного содержания. (Последовательность форми-рования информационных элементов психики может иметь существенное зна-чение для содержания личности, т.е. одни и те же идеи сформированные в раз-ных последовательностях, могут иметь разное общее содержание.)
       4) Чем полнее и точнее знания о исходных необходимостях объекта, тем больше вероятность нахождения наиболее эффективных средств воздействия на него, и тем предсказуемей может быть результат воздействия.
       Например, чем меньше сила рассудка у объекта, тем меньше эффектив-ность воздействия на него рассудочными средствами, т.е. убеждениями, на-ставлениями, и т.п., и тем больше нужно воздействовать на его эмоции. Так же, чем меньше у объекта веры в воспитателя, тем больше нужно скрывать от него искусственность его жизненных трудностей формирующих у него нужные не-обходимости, поскольку при слабой вере (и слабом рассудке), если есть кого можно конкретно обвинить в своих трудностях, то преодоление их будет спо-собствовать формированию в объекте неприязни к виновнику, которая будет блокировать формирование нужных необходимостей, т.е. при этом воспиты-вающего эффекта не будет.
       Чем больше сила какой-либо внутренней необходимости объекта, тем выше может быть эффективность воздействия на него через эту необходимость.
       Чем больше сила эмоций сопровождающих какое-либо событие, тем больше вероятность длительного запоминания этого события и влияния его на все последующее содержание.
       5) Значение неравенств исходных содержаний.
       Из-за различий в исходном содержании психики, люди могут восприни-мать, осознавать одну и ту же информацию по разному, вариативно (в рамках количества возможных связей воспринимающих структур).
       Следовательно, из-за различий в (исходном) содержании психик, в них может формироваться разное (новое) содержание на одну и ту же воздейст-вующую информацию.
       Чем больше равенство исходных содержаний психик, тем больше вероят-ность формирования в них одинакового содержания на одну и ту же воздейст-вующую информацию, даже неоднозначную.
       Неравенство содержаний психик образуется в основном, из-за различий в связях информационных элементов (идей), т.е. из-за того что они связаны в разных последовательностях, и из-за различий в их силовых содержаниях. При этих различиях у людей могут задействоваться одной и той же информацией даже одни и те же нейросистемы, но связаны они с другими нейросистемами по разному, и зачастую непредсказуемо. И эти различия в связях обуславливают разное общее осознание воспринятого. И чем больше сила воздействия, напри-мер из-за сильных эмоций, тем дальше может распространяется задействование связанных нейросистем, и значит тем больше будет различий, тем больше будет искажений. Например, человек может воспринимать какую-либо высоконрав-ственную идею, но из-за особенностей в его структуре идей, ею могут задейст-воваться идеи содержание которых далеко от высокой нравственности.
       Например, зачастую новые поколения оценивают ценности прошлых по-колений иначе. То что раньше казалось существенным, обязательным, одно-значным, молодые воспринимают как не существенное, не нужное и противо-речивое.
       Даже при обычном общении небольшие различия в толкованиях каких-либо понятий могут привести к явному или скрытому непониманию. Чем больше неравенство в содержании психик, тем больше вероятность искажения информации и непонимания при общении, и тем больше вероятность незапла-нированных последствий общения.

       4.Значение внешней (воспринятой) информации в формировании.
       1) Основное значение внешней информации в целенаправленном форми-ровании условного содержания психики, т.е. в воспитании, обусловлено тем, что именно ее содержание можно непосредственно конструировать соответст-венно со своими целями, т.е. внешняя информация это самый управляемый фактор из всех факторов от которых зависит формирование психики.
       Внешняя информация, это основное средство (начального) воспитания.
       2) Косвенность и зависимость внешнего.
       Чем сложнее внешняя информация, тем большее участие принимает в ее обработке, в ее осознании, исходное содержание психики.
       Чем сложнее внешняя информация, тем больше результат ее воздействия на психику зависит от самой психики, от законов ее работы, от ее содержания, от уровня ее развития (т.е. от уровня развития сознания), и тем больше она мо-жет искажаться психикой, тем вариативней (т.е. неоднозначней) может быть ее воздействие.
       Искажение и вариативность воздействия внешнего, могут происходить из-за: глупости, незнания, предвзятости, из-за неоднозначности самой информа-ции, и даже из-за общих нейроэлементов в психике, и т.д.
       Чем сложнее внешняя информация, тем больше посредниковых нейроси-стем участвуют в ее восприятии, в ее обработке, в ее осознании, т.е. тем больше косвенность ее воздействия на соответствующие ей нейросистемы.
       Следовательно, чем сложнее внутренняя необходимость, в частности чем выше уровень ее абстрактности, тем невозможней ее сформировать в человеке непосредственным воздействием соответствующими внешними необходимо-стями, и внешней информацией вообще.
       Следовательно, точно направить внутренние силы на формирование слож-ного содержания, может именно осознаваемая внутренняя необходимость в этом содержании, поскольку все сложное находится в понятийных структурах.
       Следовательно, без самосовершенствования не обойтись.
       Возможности внешнего воздействия на психику ограничены его косвен-ностью и зависимостью от самой психики. (В частности из-за этого, бытие не безусловно определяет сознание.)
       Непосредственной и однозначной причиной формирования содержания психики являются внутренние (исходные) необходимости, а внешние необхо-димости, это косвенные и неоднозначные причины, и чем сложнее внешние не-обходимости, тем они косвенней и неоднозначней.
       Непосредственные и однозначные причины субъективного - субъективны.
       Следовательно, наиболее эффективное использование внешней информа-ции в формировании сложного содержания психики заключается в том, чтобы с ее помощью подключить к процессу формирования внутренние силы в качестве основной, прямой причины формирования.
       Например, для того чтобы сформировалось у объекта какое-либо достаточно сложное содержание, необходимо воздействовать на его внутренние необходи-мости так, чтобы побуждать его к самостоятельным, осознанным действиям, следствием которых и является формирование этого содержания.
       3) Не равенство внешнего для психики.
       Косвенность внешнего не означает то, что все внешнее одинаково вариа-тивно, мало обязательно, вероятно для психики. Вариативность (и прочее) свя-заны именно со сложностью самой внешней информации и со сложностью пси-хики на которую она воздействует. Поэтому достаточно простые внешние не-обходимости, т.е. более менее соответствующие врожденным необходимостям, воздействующие на простые личности, например на детей, с их относительно простой психикой, формируют внутренние необходимости минимально вариа-тивно, а в достаточно общем случае однозначно.
       Следовательно, различия в некоторых внешних необходимостях детей, обуславливают различия и в их некоторых условных внутренних необходимо-стях.
       Например, если отцы и дети формировались в детстве в разных внешних необходимостях, то и ценности у них будут различаться.
       Чем больше различий во внешних необходимостях взрослых и детей, тем меньше среди повзрослевших детей способных жить по нормам взрослых.
       4) Однозначность внешнего.
       Искажения и вариативность восприятия внешней информации зависят и от самой информации. Чем меньше однозначность информации, тем больше вариантов ее толкования. Например, если взрослые при детях ведут неодно-значные разговоры, пусть даже и вкладывая в них самое высоконравственное содержание, то дети все же могут истолковать что-либо превратно и это толко-вание у них закрепится, сформируется, и будет влиять на последующее содер-жание. А взрослые этому впоследствии могут весьма удивляться - "Мы их это-му не учили, и откуда что берется?"
       Чем однозначней воздействующая информация, тем больше вероятность ее неискаженного восприятия и формирования


Hosted by uCoz