Гл.4. Сила идей. перейти к предыдущей части перейти к оглавлению вниз страницы


       1. Значение идей.
       1) Только через тему о силе идей можно наиболее точно отразить основ-ные причины поведения человека и общества, причины происходящего в обще-стве, поскольку идеи и их силы, это непосредственные причины поведения че-ловека и общества. Все остальные причины, это косвенные и неоднозначные причины. (В свое время философы материалисты сокрушая идеализм попутно сокрушили и понятие "идея", и из-за этого оно практически исчезло из объяс-нений причин общественных явлений. И хотя среди толкований этого понятия действительно были не рациональные, не умные толкования, но все же не все.)
       2) В общем случае, судьба общества определяется доминирующими в нем идеями.
       Одна из самых существенных сторон развития человечества (и любых по-добных объектов), это развитие его идей, это борьба идей, и в общем случае побеждали более сильные идеи. Любые изменения в обществе, это усиление и победа одних идей и ослабление и поражение других идей. Сила идей, это фак-тор без учета которого достичь значительных изменений в обществе практиче-ски невозможно.
       3) Именно от соотношения сил идей зависит будут ли люди умными или глупыми, высоко или низко нравственными, сильными или слабыми, фанати-ками или трезвомыслящими, и т.д. и т.п. (и даже от этого во многом зависит здоровье людей). Для общества соотношение сил его идей проявляется соответ-ствующим соотношением в нем количеств и качеств (т.е. разновидностей) ум-ных и глупых, высоко и низко нравственных, сильных и слабых, и т.д., а от это-го и зависит насколько умна будет деятельность этого общества, что и опреде-ляет в общем случае его судьбу.
       4) Люди подчиняются идеям по мере силы идей.
       Идеи накапливая силы могут достичь такого превосходства в силе над другими идеями, что человек или общество уже не могут критически к ним от-носится и даже не могут воздержатся от соответствующих этим идеям дейст-вий. Такое превосходство идей в силе может быть полезным для людей, а мо-жет быть и вредным, это зависит и от содержания идей и от других условий. например, идеи разрушающие общество могут набрать силу превосходящую "точку возврата", т.е. при этом общество уже не может самостоятельно эффек-тивно противодействовать своему разрушению, слишком сильны в его людях привычки, стереотипы в бытующих у них средствах, отношениях, представле-ниях, которые в общем и складываются в разрушающую силу, и даже если лю-дям подобного общества открыть истинное положение в котором они находят-ся, то одни ничего не поймут, другие будут смеяться и возможно с очень остро-умными замечаниями, третьи согласятся, но у них не будет сил для изменений даже самих себя, и возможно найдутся люди которые весьма активно и верно начнут противодействовать разрушению, но они уже ничего существенного сделать не смогут, из-за своей слабости, количественной или (и) качественной.
       Силы идей ведут общество к своему будущему, которое становится и бу-дущим общества.
       5) Если в обществе не знают достаточно о накоплении идеями силы, то в нем обычным является недоумение у большинства людей насчет многого про-исходящего в обществе, в частности в таких обществах часто возникают не-ожиданные социальные конфликты и потрясения, которые в таких обществах конечно объясняются, но зачастую "задним числом", и главное их основными причинами объявляют то, что в действительности является косвенным, неоди-озным, что и не позволяет предотвращать эти социальные явления.
       Без достаточных знаний о силе идей, борьба с вредными общественными явлениями является всего лишь борьбой со следствиями, но не с причинами.

       2.Идея это мысль, а точнее это целостная мысль.
       Отделять понятийное мышление от чувствования, от ощущений, от образов и прочих проявлений психики, можно и нужно, но только в определенных, в аналитических целях, а в жизни мышление почти всегда сопровождается эмо-циями, и главное есть множество мыслей, которые могут сопровождаться раз-ными эмоциями и всем прочим, что существенно изменяет содержание мысли в целом, т.е. отношения в целом к чему-либо. Конечно есть "чисто" понятийные идеи, в них эмоциональное сопровождение не имеет значения для смысла этих мыслей в целом. Так же есть чувства (и прочее), которые достаточно конкретно выражают отношение к чему-либо, чтобы быть почти понятийной мыслью, и такие чувства являются идеями.
       Понятийные системы которыми до сих пор пользуются люди, весьма не со-вершены, а системы обозначений чувств, эмоций, состояний, настроений и т.п., еще не достаточней, еще не точнее. И это является одной из причин того, что науки связанные с психикой далеко не точны.

       3.Сила идей.
       1) Сила (любых) объектов определяется в связи с их каким-либо назначе-нием (функцией, целью). Сколько есть у объекта назначений, в стольких отно-шениях он может быть сильным или слабым, т.е. сильность и слабость относи-тельны в зависимости от назначения. Но может быть и главная сила, если есть у объекта главное назначение.
       Сила объектов определяется по силе преодолеваемого ими противодейст-вия при функционировании по назначению. (Точнее, по силе их средств по пре-одолению.)
       Сила социальных идей определяется по силе возможностей, способностей и потребностей их людей в преодолении противодействия достижению цели идей их средствами.
       2) Все идеи, это системы и их сила зависит от их элементов. Поскольку ни качество, ни количество не связаны однозначно с силой, то увеличение количе-ства и качества означает только возможность увеличения силы, но эта возмож-ность обладает существенно большей вероятностью, чем возможность увеличе-ния силы при уменьшении количества и качества.
       Чем больше элементов в идее и чем выше их качество (т.е. их сила, их су-щественность), тем сильнее может быть идея.
       В некоторых случаях, избавление от некоторого количества (слишком слабых) элементов, и уменьшении качества (слишком сильных) элементов, мо-жет сделать идею более сильной.
       3) В основе всех сил идей находится их физиологическая сила, т.е. сила нейросистем содержащих эти идеи. Сила идей - нейросистем зависит от всех элементов с которыми они связаны прямо и косвенно, от косвенных первого уровня и всех прочих уровней. Иначе можно сказать, что сила идей зависит от всех их связей (по которым их сила может увеличиваться и уменьшаться).
       Основные связи, это логические и формальные. Они бывают: прямые и косвенные, более общие и более частные и равные по частности, увеличиваю-щие и уменьшающие и нейтральные, практические и теоретические.
       Связи логические, это связи с идеями логически выводимыми из основной идеи. Чем больше этих идей противоречит основной идее, и чем существеннее противоречие, тем слабее основная идея.
       Связи формальные, это связи основной идеи с формально одинаковым, т.е. через общие нейросистемы. Противоречие этих формальных идей основной идее убавляет ее силу, и возможно это убавление не такое уж формальное.
       Связи увеличивающие, это связи с идеями прямо или косвенно утвер-ждающими и подтверждающими цели и средства основной идеи. Чем больше (чем полнее) количество идей подтверждает основную идею и чем выше их ка-чество (сила, существенность), тем сильнее может быть основная идея.
       Связи уменьшающие, это связи с идеями прямо или косвенно противоре-чащими целям и средствам основной идеи. Чем больше количество идей проти-воречит основной идее, и чем выше их качество, тем слабее может быть основ-ная идея.
       Cвязи нейтральные, это связи с идеями не подтверждающими основную идею и не противоречащими ей.
       Связи теоретические, это связи с идеями понятийных знаний связанных смыслом с основной идеей, т.е. это теория чего-либо.
       Связи практические, это связи с идеями практических знаний связанных смыслом с основной идеей, т.е. это опыт в чем-либо. Среди идей есть такие, для достаточной силы которых нужно получить определенный опыт. Например, к основным принципам умного общежития относится такой принцип: выявлять то, что друг для друга является добром и злом, чтобы причинять друг другу как можно больше добра и как можно меньше зла. Если предъявить этот принцип обществу сходному с современным, то толку от этого будет немного, поскольку эта идея является для слишком многих людей всего лишь одним из множества благих пожеланий о том как нужно жить, как должно жить, для них это теория мало связанная с их жизнью, а если кто-то и захочет это делать, то эффектив-ность будет невысокой, поскольку они не умеют этого делать, да и многого не знают. Деланию добра, как и вообще совершению умных поступков нужно обучать с детства и именно на практике, от простого к сложному, от частного к общему, от прямого к косвенному, и только тогда этот принцип превратится из благого пожелания в жизненную необходимость. Сейчас у людей настолько смутное представление о практическом обучении деланию добра и вообще о обучению умным поступкам, что многие просто не поймут о чем здесь идет речь. Эту тему сейчас нужно развивать почти с нуля.
       4) Силы главных социальных идей, т.е. предназначенных быть главными для народа, для расы, для вида (и силы подобных идей) есть: реальная (объек-тивная) и потенциальная, потенциальная теоретическая и потенциальная чело-веческая.
       5) Реальная сила социальных идей определяется по силе преодоленного ее людьми противодействия достижению ее цели ее средствами.
       Объективную силу по потенциалу определить точно трудно и иногда не-возможно. Объективную силу точно может отразить только реальное преодоле-ние противодействия.
       6) Потенциальная сила социальных идей определяется по силе возможно-стей, способностей и потребностей их людей в преодолении противодействия достижению цели идеи ее средствами.
       Потенциальная сила идей есть теоретическая и человеческая.
       Теоретическая сила, это сила которую людям может обеспечить теория их идеи, т.е. это потенциалы теории идеи. (В данном случае под теорией подразу-мевается основная часть идеи, самое общее, главное в ней, ее сущность.)
       Человеческая сила, это сила людей работающих на идею (в основном это сторонники идеи), т.е. это потенциал людей (сторонников) идеи. (Конечно, если идея существует только в теории, то человеческой силы у нее нет.)
       Чем больше количество элементов в идее, и чем выше их качество, тем сильнее может быть идея.
       Элементами теории являются ее элементные идеи.
       Элементами человеческой силы являются люди, сторонники идеи.
       Основным объектом для усиления является человеческая сила идеи, а тео-рия идеи, это только средство, но от этого средства зависит сила и сама судьба сторонников идеи, поэтому для увеличения человеческой силы нужно усили-вать теорию.
       В частных случаях человеческая сила может не соответствовать силе тео-рии ее идеи, т.е. может быть даже больше чем это возможно по теории, это происходит из-за случайных (относительно), внешних доноров силы, именно из-за этого в обществе некоторое время могут доминировать дикие и бредовые идеи, но рано или поздно это происходит и все приходит в соответствие с силой теории.
       7) Сила теории.
              1)Теоретическая сила социальной идеи, это сила которую может обеспе-чить людям теория их идеи, т.е. это сила теории.
       Сила теории определяется по силе ее системы силовых идей, т.е. идей которые могут увеличивать или уменьшать потенциальную силу идеи.
       Сила системы силовых идей и элементных силовых идей зависит от их соответствия объективным законам по которым происходит усиление идей. Именно эти законы "диктуют" значительную часть содержания главной идеи людей, т.е. это неизбежная часть их мировоззрения, их идеологии. Люди могут по своему желанию выбирать себе варианты главной идеи, т.е. главные цели и средства, но чем существенней неравенство содержания их варианта с содер-жанием обусловленным объективными законами, тем слабее их идея, а чем слабее идея, тем меньше времени существует ее социальная система (ее органи-зация), тем больше несчастий происходит с ней и с ее людьми, и тем быстрее идея становится не нужной людям.
       Теоретическая сила главных социальных идей определяется по мере их равенства с эталонной главной социальной идеей.
       Эталонная идея - это идея, теория которой обладает максимальной си-лой из всех вариантов идей с таким же назначением.
       (Эталонные идеи есть у всех назначений, целей и функций имеющих разные по силе средства их достижения, их исполнения.)
              2)Существование многих идей во многом одинаково с жизнью людей, поскольку идеи, это проявление работы сознания людей, поэтому идеи сущест-вуют как особые органические системы. Идеи рождаются и они могут разви-ваться, у них могут быть периоды младенчества, детства, юности, зрелости, старости и умирания. Это соответственно периоды роста, увеличения силы, максимальной силы, ослабления и сведения ее к нулю. Эти периоды существу-ют объективно, поэтому при оценке идей, особенно по их человеческой силе нужно учитывать эти периоды. (Изменения в мире идей, т.е. рост и усиление одних идей и ослабление и умирание других идей, можно представить как дви-жение жидкости во множестве сообщающихся сосудов образующих замкнутую систему.) Среди идей есть "рожденные в рубашке" и неудачники, есть вундер-кинды и отстающие в умственном развитии, есть умные и тупые, есть молодые гении и престарелые впавшие в детство, есть долгоживущие и умирающие в детстве, есть умирающие естественно и насильственно, есть живущие в доволь-стве и славе и в нищете и позоре, есть идеи с внешними болезнями и уродства-ми и есть с внутренними, и т.д. и т.п.
       Перенос на идеи некоторых человеческих проявлений позволяет более наглядней и точнее составить представление о жизни идей.
       Судьба идей (и их людей) существенно зависит от их содержания, т.е. сколько им существовать и какие события будут с ними происходить, зависит от их основного содержания. Наиболее очевидно это прослеживается на част-ных идеях. Например, если в народе популярны идеи о спасителе, или о добром царе, или о завоевании всего мира, то в нем рано или поздно будут появляться свои мессии, или самозваные цари, или завоеватели. Полный успех этим людям не гарантирован, но вероятность и величина успеха будет намного больше, чем если бы в их народе не было соответствующих идей.
       Развитие человечества существенно связано с развитием его идей, зная первые идеи только что сформировавшегося разумного вида, можно в общем предсказать этапы его развития, его судьбу.
       Судьба всех существующих ранее и сейчас главных социальных идей неизбежна, они из-за своих слабостей рано или поздно прекращают свое суще-ствование.
       Эталонная главная социальная идея, это бессмертная идея, она дойдя до периода своего расцвета, до своей максимальной силы, никогда не будет существенно ослабевать.
              3)Силовые идеи.
       Сила теорий зависит от того насколько они соответствуют объективным законам по которым происходит усиление идей. Сколько есть общих факторов от которых зависит сила идей, столько есть и объективных законов усиления, и столько же должно быть и элементов в теории на темы этих факторов, этих за-конов. Общая сила теории (идеи) определяется относительно всех этих факто-ров, сколько есть факторов, в стольких отношениях можно определить силу теории.
       Элементные идеи теории на силовые темы являются силовыми идеями.
       Насколько силовые идеи соответствуют законам усиления, настолько они усиливают свою теорию, насколько они противоречат этим законам, на-столько они ослабляют свою теорию.
       Содержание силовых идей можно разделить на две части, первая о том: что надо усиливать, вторая о том: как надо усиливать.
       Чем полнее и существеннее соответствуют объективным законам усиле-ния элементы теории о том: что и как надо усиливать, тем сильнее эта теория.
       Поскольку основное назначение главных социальных идей связано с их человеческой силой, то их теории в первую очередь должны увеличивать силу именно людей (своих), т.е. свою человеческую силу. Это самый общий фактор от которого зависит сила теории.
       Зная что образует человеческую силу и какое назначение ее усиления, можно сделать самые общие выводы о том, как ее можно сделать сильнее. На-значение усиления, это: увеличить возможности, способности и потребности своих сторонников достигать целей идеи ее средствами.
       К основным силовым идеям можно отнести идеи способствующие уве-личению у своей человеческой силы и уменьшению у противодействующих че-ловеческих сил:
                    1) качество удовлетворения человеческих необходимостей целями и средствами идеи;
                    2) количество и качество сторонников;
                    3) качество организации социальной системы сторонников;
                    4) подчинение сторонников идее;
                    5) единомыслие сторонников;
                    6) ценность идеи для сторонников;
                    7) влияние своих сторонников на другие общества;
                    8) место в общественной иерархии занимаемое сторонниками;
                    9) количество и качество воспроизводства идеи в новых поколениях;
                    10) эффективность средств идеи;
                    11) качество теории идеи;
                    12) время существования сторонников и пространство ими занимаемое.
       (Все выше перечисленное, это конечно не все факторы, это только вер-хушки огромного множества более конкретных факторов, а эти даны для обще-го представления, для примера, для наглядности.)

Hosted by uCoz