1. Наивные люди полагают, что главными вопросами философии являются вопросы о чём-то глобальном, вселенском и первопричинном, например, о первичности материи или сознания. Но это заблуждение. Поскольку все подобные вопросы не имеют и, главное, не могут на данное время, иметь научно подтверждённых ответов, из-за недостатка необходимой информации. Можно только верить в какой либо вариант ответа, или допускать его. Но даже не это главное. Ведь что бы от этих ответов (высокого уровня обобщения и абстрактности) была хоть какая то практическая польза их необходимо «развернуть» выводами до конкретностей жизни, но из-за недостатка информации при этом получиться огромное количество разных вариантов, вплоть до противоположных. И эти варианты будут примерно равной вероятности (опять же из-за недостатка информации). Например, нетрудно найти конкретизирующие варианты – первичности материи, при которых для человечества есть высшая сила, примерно, по варианту бога. И, наоборот, не трудно найти варианты конкретизаций – первичности сознания, при котором для человечества, именно практически, нет высших сил (существенно влияющих на него). Но и это ещё не все. Ведь если мы и примем на веру, какой либо ответ на подобный вопрос высокого уровня обобщённости и абстрактности, то при конкретизации надо будет верить в немалую цепь конкретизирующих выводов (или допускать её большую вероятность, чем вероятность огромного количества остальных возможных вариантов). А при таком количестве веры и допущений, это уже будет - сказка, или миф, или религия, или пустая болтовня. Выводы. 1) В философии (и не только) слишком обобщённые и абстрактные ответы – почти бесполезны, из-за возможности слишком разных конкретизаций, вплоть до противоположных. 2) Традиционная философия подходила формально к определению значения мировоззренческих вопросов. 3) Традиционная философия не учитывала все возможные варианты конкретизации ответов на «основные» вопросы (она учитывала только привычные варианты). 4) Существенными характеристиками философских вопросов являются – решаемость и существенность для жизни людей. 5) Не решаемые научно вопросы - надо оставлять не философам, а фантастам.
2. Значение философских вопросов зависит, в основном, от трёх факторов. Первый фактор – общее значение в перечне вопросов (т.е. уровень обобщения - это формальный подход). Второй фактор – значение для жизни людей. Третий фактор – возможность научного решения в имеющихся информационных условиях (т.е. решаемость).
Традиционная философия не учитывала второй и третий фактор. Это и послужило одной из главных причин того, что философия выродилась в мировоззренческую субъективщину, проявляющуюся огромным количеством мировоззренческой глупости (подавляющую собой здравое в философии).
3. Чем существенней (непосредственней, безусловней, однозначней) зависит жизнь людей, от каких либо вопросов, тем большее значение имеет решение этих вопросов для людей. Следовательно, определять значение философских вопросов и тем надо исходя из насущного, снизу вверх, а не сверху вниз, как в традиционной философии. Следовательно, главными, для людей, в философии являются антропологические и социологические аспекты философии. А значение прочих разделов философии определяется по мере их связи с главными разделами. Следовательно, к самым главным темам философии относятся темы о повышении качества жизни (из-за максимально возможной непосредственности и почти постоянной актуальности). А из всех возможных конкретизаций этой темы наиболее существенной для людей в большинстве случаев будет этическая конкретизация. То есть, это темы о увеличении добра и уменьшении зла. Качество нравственной жизни, это один из главных факторов жизни, для умных людей.
4. Если учесть все факторы, то главные темы научной философии, примерно такие: 1) основная цель - увеличение добра и уменьшение зла до оптимального уровня (оптимальная этика); 2) управление силами идей (в обществе и у индивидуумов); 3) этическое воспитание; 4) этическое самосовершенствование; 5) этическое устройство государства.
Решить всё множество вопросов, связанных с этими темами, необходимо наилучшим образом, т.е. решения должны быть: объективные, существенные, полные, однозначные, и т.п. А для того что бы решения были таковыми, нужны методы позволяющие получать такие решения. Следовательно, вначале необходимо решить методологические проблемы. Следовательно, существенными, фундаментальными, первоочередными темами для философии, являются темы: умное и неумное, рациональное и не рациональное, научное и не научное, эффективное и не эффективное, существенное и не существенное, однозначное и не однозначное, истины абсолютные и относительные, метод выявления философских истин, конструктивное и не конструктивное, общее и частное…
Только развивая эти темы конструктивно возможно сделать философствования достоверными, и философию - научной (т.е. по этим темам необходимы хотя бы и малые, но положительные результаты, а вот философствования на темы «Это невозможно, это не нужно …» - не конструктивны, их ценность почти нулевая, как бы глубокомысленны они ни были.) Эти темы являются главными не только в философии, но и во всех науках связанных с ними. Главными знаниями, и даже главными ценностями для человечества и для всех разумных существ должны быть – принципы устройства общества и методики воспитания, ведущие к оптимальному увеличению добра и уменьшению зла, и, конечно – все знания, которые позволяют этого добиться. Именно это – главные ценности, у умных.